В апреле 1981 года Джек Уэлч, один из надежнейших менеджеров корпорации «Дженерал Электрик», был назначен главным управляющим этой всемирно известной компании. Он проработал здесь достаточно долго, чтобы подобно многим другим лидерам корпорации, можно было спокойно закрыть глаза на потихоньку разрастающиеся трещины в стройном здании бизнеса компании.
Высшее руководство этой огромнейшей фирмы знало о возникающих проблемах и многие при этом рассчитывали, что все успокоится само собой. Это олимпийское спокойствие покоилось на двух основополагающих концепциях:
1) «Дженерал Электрик» – это одна из основ американского бизнеса с более чем столетней историей; эта бизнес-структура может позволить себе и дальше торговать электрическим, бытовым и авиационным оборудованием, не заботясь о том, какие перемены происходят в экономике страны и, не меняя своих деловых планов;
2) «Дженерал Электрик» состоящая из более чем трехсот пятидесяти производственных направлений, имеет слишком подвижную и устойчивую структуру, чтобы беспокоиться о кризисах, грозящих захлестнуть с головой американскую экономику.
Но Джек Уэлч не собирался прятаться за устаревшими традициями. Он понимал, что в мире происходят грандиозные перемены и даже такому монстру предпринимательства, как «Дженерал Электрик», не устоять перед их напором.
Поэтому он стал вестником новых веяний в корпорации, а вслед за этим, и во всем американском бизнесе.
Многие и в самой «Дженерал Электрик», и в деловом мире, осуждающе покачивали головами, предрекая полный крах инициативам Уэлча. Надо ли что-то менять в компании, объем ежегодных продаж которой достигает 25 миллиардов долларов, а чистая прибыль равняется полутора миллиарда долларов в год?! Аналитики негодовали по поводу идей Джека Уэлча с рвением святых инквизиторов, критикующих концепции Галилея. Зачем что-то менять революционным путем, если постепенно все утрясется само собой?
Что именно вызвало бурю ярости по отношению к Уэлчу, призывавшему уничтожить традиционных священных коров «Дженерал Электрик»?
Во-первых, необходимо было уничтожить бюрократию, которая из хранителя порядка постепенно превращалась в тормоз любых прогрессивных веяний в компании.
Во-вторых, требовалось покончить с губительной практикой децентрализации управления. Эта система задумывалась как мера по снижению нагрузки на высшее руководство «Дженерал Электрик», а обернулась разбродом и хаосом в менеджменте.
Кроме того, децентрализация и бюрократия, переплетаясь, дали жизнь новому явлению: новым слоям административно-командной системы. Эту многоуровневую структуру многие эксперты считали одним из высших достижений американского менеджмента. Но Уэлч, оценивавший эту систему с позиции здравого смысла, видел, что лишние уровни съедают огромное количество бесценного времени, уходящего на бессмысленные согласования и урегулирования. Он не мог терпеть такого неэффективного обращения с одним из главных ресурсов. Поэтому он повел беспощадную борьбу с многослойной системой, что привело впоследствии к массовым сокращениям в «Дженерал Электрик».
Спустя четырнадцать лет, оценивая итоги своей утомительной работы, Джек Уэлч мог с гордостью заявить, что за время его руководства «Дженерал Электрик» превратилась из грузного и неповоротливого динозавра в гибкого и стройного тигра, способного успешно охотиться в каменных джунглях современного бизнеса. Обороты компании достигли 70 миллиардов долларов ежегодно, а чистая прибыль составила 6.6 миллиардов. И все это потому, что Джек Уэлч отважился посягнуть на извечные устои корпорации «Дженерал Электрик», посягнуть, разрушить, и создать на руинах нечто новое и уникальное.