От структуры, формы и содержания бизнес-плана в решающей мере зависит, насколько успешно будет достигну та его цель. Известно, что разное представление одного и того же содержания зачастую может привести к различным и иногда даже к противоположным результатам. Если при составлении бизнес-плана будут допущены принципиальные ошибки, то читатель, которому он адресован, прочтя несколько страниц, может просто потерять к нему интерес. Бизнес план должен пробуждать у читателя любопытство.
При составлении бизнес-плана необходимо придерживаться следующих общих правил:
- Чем короче, тем лучше. Составляйте бизнес-план кратко и четко. Его объем не должен превышать 20-30 страниц формата A4 (плюс приложения).
- Для солидной подготовки и принятия обоснованных решений в процессе создания предприятия необходимо собрать всю важную информацию по различным разделам бизнес-плана. Используйте для этого как внутренние (балансы, планы, договоры и т. д.), так и внешние
источники (ТПП, ресурсы Интернета, банки, ассоциации,
институты рыночных исследований и т. д.). - Собранную информацию рекомендуется предварительно распределить по темам (будущим разделам бизнес-плана). Каждый раздел должен содержать альтернативные идеи, вопросы, требующие выяснения, а также выявленные информационные пробелы. Форма и содержание первоначального, чернового варианта бизнес-плана изменяется по ходу его разработки до тех
пор, пока не сформируется надежная концептуальная основа для составления его окончательного “чистового” варианта. “Хороший бизнес-план должен быть основательным и глубоко продуманным, его можно завершить лишь тогда, когда собраны все необходимые
коммерческие и финансовые сведения, а также соответствующие документы”.Читайте также на BecomeRich.ru:
- Годовые отчеты, автобиографии менеджеров, технические описания, договоры или проспекты помещаются в приложении, которое рекомендуется представлять от дельно от самого бизнес-плана (в отдельной папке или скоросшивателе).
- Избегайте папок с неподшитыми документами. Бизнес-план должен быть представлен в переплетенном или сшитом виде.
- Напишите на титульном листе крупными буквами БИЗНЕС-ПЛАН или ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, а в его нижней части – название, адрес, номер телефона, телефакса и адрес электронной почты вашего предприятия (по возможности, с логотипом фирмы), укажите так
же имя контактного лица на вашем предприятии. Если бизнес-план адресован конкретному лицу, укажите на титульном листе его имя. - Не забудьте составить к бизнес-плану оглавление (см. предлагаемый вариант) с логичной разбивкой каждой отдельной главы. По окончании составления бизнес-плана проверьте еще раз соответствие страниц.
- Отдельные главы и подглавы должны быть озаглавлены
жирным шрифтом. Выделенные заголовки должны отражать ключевую мысль раздела. Это позволит читателю ориентироваться в материале уже при его беглом просмотре. - Если бизнес-план адресован международным финансовым учреждениям (Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и
т. д.) или зарубежным инвесторам, необходим перевод текста на английский язык. - Структура, форма и содержание бизнес-плана ориентированы на потребности читателя. Они должны быть понятными, четкими и интересными. Не пользуйтесь слишком мелким шрифтом. Оставьте справа широкое поле для заметок и комментариев читателя. Оживите текст иллюстрациями и графиками. Используйте современные профессиональные возможности компьютерных программ: текстовые редакторы и калькуляционные программы.
- В бизнес-плане необходимо четко различать факты и планы. Все прогнозы нужно подкреплять цифрами.
- Обратите внимание на то, чтобы не возникало противоречий между разными частями бизнес-плана. В частности, показатели планового баланса, плановой оценки прибылей и убытков, финансового плана и плана ликвидности должны быть четко согласованы друг с
другом. - Отразите в бизнес-плане риски, с которыми может столкнуться ваше предприятие. Слишком оптимистические надежды и коктейль из желаемого и реального легко обнаруживаются. Имея реалистический анализ сильных и слабых сторон проекта, предоставляя различные сценарии и альтернативную стратегию, вы по
лучите дополнительные баллы у адресата вашего бизнес-плана. - По возможности разрабатывайте ваш бизнес-план
сами. Привлеките к этой работе руководителей отделов
маркетинга, снабжения и производства, кадров и организации, контроллинга и финансов. Для профессионального оформления бизнес-плана рекомендуется пригласить консультанта, обладающего опытом в этой сфере. Он возьмет на себя роль координатора при составлении бизнес-плана и, возможно, привлечет по согласованию с вами других специалистов, которые
помогут сформулировать соответствующие разделы
бизнес-плана (например, концепция рыночной конъюнктуры или проверка обоснованности финансовых показателей). - Если время и знания (умение) позволяют вам составить бизнес-план без привлечения специалиста-консультанта, то, во всяком случае, имеет смысл показать готовый план внешнему партнеру (консультанту по вопросам организации производства и/или юристу, знакомому специалисту по банковскому делу, аудитору и т. д.)
и затем, с учетом его критики и предложений, подготовить окончательный вариант.
Что касается структуры бизнес-плана, то со временем
сложились определенная форма и последовательность
его составных частей. Таким образом, бизнес-план можно разделить на три основных части:- Коммерческая часть
- Финансовая часть
- Приложения.
Лудольф Ф., Лихтенберг С.
Есть международные стандарты бизнес планирования. Это UNIDO, Tacis, KPMG, ЕБРР, BFM Group и МБРР.
Составлять бизнес план надо по этим стандартам.
Спасибо хорошая консультация.