Один из богатейших людей современной России Михаил Прохоров однажды заметил, что семья – это самый сложно функционирующий вид малого предприятия. И он в чем-то прав. Ведь истинную цену денег и премудрости народной экономики познаешь только тогда, когда начинаешь жить самостоятельно, как говорится «на свои», без финансовой поддержки со стороны родственников.
С задачей самостоятельного ведения совместного бюджета, планирования расходов, оплаты счетов, создания накоплений сталкиваются миллионы молодых семей. У большинства из них доходы в начале совместной жизни весьма и весьма скромные, а амбиции и желания безмерны. На этой почве копятся обиды, возникает множество конфликтов, порой, увы, рушатся семьи. В свое время моя сотрудница, поставившая к тому времени на ноги двоих детей, дала мне мудрый совет, как справиться с доходами-расходами и ее рекомендации сослужили добрую службу даже в самые сложные кризисные периоды. Может быть, этот совет будет полезен и вам. Итак, принцип десяти конвертов (да-да, самых обычных почтовых конвертов).
Девизом вашей домашней финансовой политики должен стать лозунг: «Честность, прозрачность, доверие, уважение, дисциплина».
Итак, в день получения зарплат распределите их по нескольким конвертам.
Первый – «обязательные платежи». Сюда отложите деньги на оплату жилья, коммунальных услуг, садика, кружка ребенку, выплату по кредиту, погашение долгов (лучше их не накапливать, но все же бывает). То есть, ваши обязательные ежемесячные выплаты, прогнозируемые из месяца в месяц.
Второй – «накопления». Сколько бы вы не зарабатывали, но десять процентов от этой суммы отложите в накопления. Можете больше – замечательно, но не меньше. И каждый месяц! Это только кажется, что трудно, на самом деле на всякую ерунду тратится гораздо больше. Кстати, этот кошелек может быть и виртуальным (банковский счет, например). Или же валютные накопления. Как вам удобно, но обязательно. И еще. Ни в коем случае не копите деньги на что-то печальное. Только на позитив! На учебу, на путешествия, на машину, на свое жилье. Хорошее, как говорится, к хорошему.
Третий – «праздники и подарки». Подумайте, у кого из ваших родственников и друзей в текущем месяце праздник и вам необходимо будет приобрести подарок, цветы, а также воспользоваться услугами такси. Эта сумма будет раз от раза отличаться, но приготовить ее лучше заранее, чтобы не оказаться потом в неприятной ситуации.
Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой конверты – «еженедельные расходы». Самая трудноуловимая и трудноконтролируемая расходная часть бюджета. То, что вы каждый день тратите в супермаркете, на рынке, в торговом центре, на работе, просто на улице. В эти конверты разложите равные суммы, которые ваша семья тратит на недельное проживание. В основном, это продукты, бытовая химия, транспорт, обеды.
Определите, сколько вы себе можете позволить тратить в неделю и отложите эти суммы в пронумерованные конверты. Я даже дату на них писала, с какого числа могу туда заглянуть. Даже если очень что-то соблазняет – держитесь, ведь никто за неделю до зарплаты вам никто денег не подкинет, а если возьмете в долг, то придется отдавать и рассчитывать бюджет из меньшей суммы. Когда начинать отсчет вашей финансовой недели – решать вам. Если у вас день больших закупок суббота или воскресенье, то тогда и начинайте считать недельные траты. Только помните, что в неделе семь дней, а не два или три. Со временем вы, конечно, научитесь маневрировать этими средствами, особенно во время сезонных закупок, но поначалу это правило очень выручает.
Девятый конверт – «плановые покупки». Это, как правило, одежда. Особенно ощутимо бьют по бюджету расходы на зимнюю одежду и обувь, а также сборы в школу. Так что, если вы не можете решить этот вопрос с одной зарплаты, то собирайте по чуть-чуть.
Десятый конверт (самый приятный) – культура, красота и здоровье. Билеты на концерт и театр, фитнес, бассейн, салон красоты…..Список приятный, довольно затратный, поэтому каждая семья вопрос наполнения этого конверта решает сама. В конце концов, детское питание и витамины молодой маме важнее.
Следуя этому совету, вам не придется вести бухгалтерские книги и строго учитывать все чеки. Просто немного самодисциплины, немного самоограничения (отказывать себе в чем-то два дня легче, чем две недели) и вскоре вы заметите, что даже при небольших и фиксированных доходах вам удается удержаться на плаву и даже что-то скопить. Это помогло мне, надеюсь, поможет и вам. А уверенно стоять на ногах в бушующем море перманентных кризисов – это дорогого стоит.