Skip to content
 

Идея бизнеса и возможность реализации

Отрывок из книги М. Ступаковой
«Девять шагов бизнес-планирования»

Идея бизнеса и возможность реализации

С чего начинается бизнес? С идеи. Идеи создания такого продукта или услуги, которого еще не предлагал на рынке никто, с идеи новой модели, по своим качествам превосходящей аналоги, с идеи сделать дорогой товар доступный в цене, но с прежним уровнем качества.

Идея заключается в понимании, какую уникальную услугу или продукцию необходимо предложить потребителю, чтобы его заинтересовать, и как эту услугу или продукцию произвести, чтобы получить отдачу в виде прибыли, разницы между доходами от продажи и затратами на производство.

Где и как отыскать такую идею?

Найдите неудовлетворенную потребность определенной группы людей. Их количество в принципе не имеет значения, главное, чтобы их суммарная платежеспособность превосходила ваши амбициозные запросы и грандиозные финансовые цели проекта.

Идея может быть смелой. Кто поверит что существует всемирный журнал Legshow для тех, кто не равнодушен к … голым ногам. Конечно, такие тонкие ценители ног не составляют значимую часть общества, но тем не менее рентабельность журнала много выше, чем это можно было ожидать.

Или … страховка для наркоманов и пьяниц. Невероятно, скажете вы? И ошибетесь! Такая страховая компания существует и процветает. Её девиз – сервис в любое время дня и ночи. Поэтому когда кто-нибудь из застрахованных – а с учетом специфики их клиентов это не редкость – попадает в переделку, сотрудники страховой компании вылетают на место, чтобы уладить ситуацию.

И примеров таких множество. И еще больше – не открытых пока возможностей. Надо только осмотреться вокруг.

Информацию о том, что же нужно клиенту можно получить несколькими способами. Во-первых, от самих клиентов, из их отзывов о том или ином продукте или услуге. Во-вторых, из собственного опыта и понимания рынка, а также из знаний специалистов, на нем работающих, т.е. экспертов. В-третьих, изучение продукции и услуг, уже представленных на рынке. Собирать информацию о конкурентах придется в любом случае – на более поздних этапах планирования. А в ходе предварительного изучения может выясниться, что тот или иной товар или услугу можно принципиально улучшить, это и может стать ключевой идеей нового бизнеса.

Итак, начинать надо с главного – выбрать область бизнеса. Казалось бы, решение однозначно – бизнес должен быть прибыльный – это раз. Ну, а второе – в чем силен, тем и занимайся. И это как раз те подводные камни, на которые можно легко натолкнуться в самом начале пути.

МИФ 1. Нужно заниматься тем бизнесом, который уже приносит доход другим.

Действительно, зачем придумывать велосипед, идею бизнеса можно слепо скопировать у успешных игроков рынка. Если сотня производителей продукта получают на этом прибыль, почему не стать сто первым и не ухватить свой куш.

АНТИМИФ 1. На насыщенных рынках стоимость вхождения в бизнес очень велика. Чтобы преодолеть “входной барьер”, компании нужны значительные ресурсы. В то же время норма прибыли на таких рынках достаточна низка, так как велики издержки на то, чтобы удержаться “на плаву”. Много средств уходит на поддержание рекламной и маркетинговой активности, на обеспечение высокого качества продукции и услуг, на подавление конкурентов и удержание потребителей. Поэтому, даже вложив огромные средства в то, чтобы завладеть долей рынка, и добившись этого, компания не скоро сможет вернуть свои инвестиции.

В то же время большие возможности заложены в тех областях, которые никто не освоил, и заключены в новых потребностях, в новых продуктах, способных удовлетворять неявные, до определенных пор неосознанные потребности людей. Появление такого рода услуги или продукта становиться основой для открытия потребительского мини-рынка, наибольшая часть доходов с которого становится достоянием того, кто первым его обнаружил.

Телефон имеет слишком много недостатков и не может всерьез рассматриваться как средство коммуникации. Это устройство не имеет для нас никакой ценности. Western Union, служебная записка, 1876

Я думаю, что мир нуждается, ну может быть, в пяти компьютерах. Томас Уотсон, председатель совета директоров IBM, 1943

Что Интернет – ничего из него не выйдет. Стив Джобс, президент Apple, 1996

Красноречивые примеры, не правда ли? Тем не менее подобные заблуждения, которые нередко заставляют музыканта открывать магазин музыкальных инструментов, редактора – покупать типографию, инженера – открывать производство полупроводников, остаются на редкость устойчивыми.

МИФ 2. Предприниматель должен досконально разбираться в технической стороне бизнеса, быть специалистом в этой области.

АНТИМИФ 2. На самом деле, вместо того чтобы главным достоинством, знание технической стороны дела становится величайшим недостатком. Вместо того чтобы заставить работать свой бизнес, предприниматель начинает сам выполнять основную работу. Так знания и навыки специалиста начинают подменять способности организатора и взгляд стратега. А мечта бизнесмена становится кошмаром специалиста.

Чтобы четко сформулировать идею бизнеса, необходимо иметь ответы на три ключевые вопроса.

Первый из них звучит так: “Кто будет использовать результаты нашего бизнеса (на кого ориентирован продукт или услуга?)” и определяет ту группу потребителей, для которой будет производиться товар или услуга.

Второй вопрос относится к способу ведения бизнеса – “Каким образом мы этого добьемся?”, а третий – к финансовым результатам нашей деятельности – “Сколько мы на этом заработаем?”.

Вся последующая работа над бизнес-планом – лишь детализация и проверка этих ответов, которые в количественной формулировке представляют цель проекта.

Написать отзыв